Хатха-йога Прадипика. Сватмарама (YOГА №2)


Глава вторая
О ПРАНАЯМЕ
1. Утвердившись в асане, и питаясь умеренно, йогину следует упражняться в пранаяме сообразно наставлениям учителя. Контролируя органы восприятия, йогину следует надлежащим образом питаться.
2. Если дыхание неупорядоченно, то беспокоен и ум. Если дыхание равномерно и под контролем, то и ум не блуждает. Поэтому йогину следует упражняться в упорядочении дыхания.
3. Жизнь пребывает в теле до тех пор, пока в нём струится вайю (дыхание). Смерть суть истечение вайю из тела. Потому дыхание следует регулярно упорядочивать.
4. Если нади (токи) заблокированы, то дыхание не потечёт по серединному пути. Следовательно, йогин не сможет достичь состояния глубокого сосредоточения.
5. Лишь после того, как все токи разблокированы, йогин обретает способность управлять дыханием.
6. Потому йогину следует ежедневно, с чистым сердцем, упражняться в пранаяме для того, чтобы устранить все препятствия в серединном пути.
7. Сидя в падмасане, йогину следует (закрыть правую ноздрю и) вдохнуть через луну (левую ноздрю), и, задержав дыхание (после вдоха) сообразно своим способностям (и закрыв левую ноздрю), через солнце (правую ноздрю) следует выдохнуть.
8. Затем йогину следует вдыхать через правую ноздрю, и, надлежащим образом задержав дыхание (после вдоха), — медленно выдыхать через левую ноздрю.
9. Итак, йогину следует вдыхать той ноздрёй, которой он (только что) выдыхал, и, задержав дыхание после вдоха, ему следует медленно выдыхать другой ноздрёй. Йогин выдыхает медленно, без особых усилий.
10. Вдыхать следует через левую ноздрю, а выдыхать (после задержки) – через правую. Затем, вдыхать следует через правую ноздрю, а выдыхать (после задержки) – через левую. Упражняясь таким образом, йогин в три месяца очистит все токи.
11. Упражняться (в кумбаке) следует четырежды в день — утром, в полдень, вечером и в полночь, постепенно наращивая количество циклов до достижения восьмидесяти за один раз и трехсот двадцати – за день.
12. Для первого этапа характерно обильное потоотделение, для второго — дрожание всего тела, а для третьего — устойчивость. Затем дыхание становится равномерным и практически неподвижным.
13. Пот, который выделяется во время упражнения (в пранаяме), следует втереть обратно в тело. Это придаст ему силу и лёгкость.
14. На начальном этапе упражнений (в пранаяме) йогину (наряду с другими продуктами) следует употреблять в пищу молоко и топленое масло. Для того, кто утвердился в пранаяме, необходимости в таком ограничении нет.
15. Дыханием учатся управлять постепенно, как приручают львов, слонов и тигров, удерживая прану под контролем. Иначе прана убьет практикующего.
16. Надлежащим упражнением в пранаяме все недуги устраняются. Ненадлежащим упражнением в пранаяме разнообразные недуги порождаются.
17. Икота, астма, кашель, головные боли, болезни ушей и глаз, и многие другие недуги происходят по причине неупорядоченного движения воздуха (т.е., неупорядоченного движения вата доши, в данном случае)
18. Выдыхать, вдыхать и задерживать дыхание следует неспешно, надлежащим образом. Только так достигается успеха в пранаяме.
19. Когда токи очищаются, проявляются внешние признаки успеха: тело становится легким, сильным и светлым.
20. В результате очищения токов возникает способность задерживать дыхание без усилий, усиливается (пищеварительный) огонь, пробуждается (становится слышным) внутренний звук (нада), здоровым делается тело.
21. Тому, кто страдает избытком жира или слизи (расстройством каппа доши), следует проделать шесть очистительных действий (шаткарма). Тем, у кого вата, питта и каппа доши функционируют нормально, шесть очистительных действий ни к чему.
22. Шесть очистительных действий таковы: дхаути, басти, нэти, траттака, наули и капалабхати.
23. Они очищают тело. Их надлежит хранить в тайне, ибо они приводят к замечательным результатам, и великие йогины высоко ценят их.
24. Дхаути. Сообразно указаниям учителя, следует взять полоску чистой ткани шириной в ладонь и длиной в пятнадцать локтей, намочить её в теплой воде и постепенно проглотить. Затем, полоску ткани следует вытащить обратно. Такова дхаути-карма.
25. Никаких сомнений быть не может, что в результате этого действия искореняется астма, болезни селезенки, проказа и еще двадцать болезней, возникающие в результате расстройства каппа доши.
26. Басти. Присядь на корточки в воде, чтобы дошла до пупка. Вставь в анус тонкую полую трубку в треть локтя длиной — половина внутри, половина снаружи. Втяни воду вовнутрь, вымой всё внутри и выпусти воду наружу. Такой способ промывания кишечника называют басти-карма.
27. В результате применения басти излечиваются болезни селезенки, водянка, а равно и прочие болезни, порожденные расстройствами вата, питта и каппа дош.
28. В результате надлежащего применения басти очищается пищеварительный тракт, улучшается циркуляция жидкостей тела, а также органов восприятия и сердца. Тело становится светлым, пищеварительный огонь горит ярко. Все нарушения устраняются.
29. Нэти. Тонкий шнурок из нитей в локоть длиной следует продеть в ноздрю и вытащить изо рта. Мудрые зовут это нэти-карма.
30. Нэти очищает фронтальные пазухи, улучшает зрение. Кроме того, применение нэти приводит к устранению любых недугов в теле выше лопаток.
31. Траттака. Не моргая, смотри в одну точку, пока глаза не наполнятся слезами. Учителя называют это действие траттака.
32. В результате применения этого действия излечиваются болезни глаз, устраняется вялость. Поэтому его следует беречь подобно ларцу, полному драгоценных камней.
33. Наули. (Опустись на колени и), подвернув пальцы ног, сядь на пятки, уложи ладони на землю и, согнувшись, с силой шевели животом слева направо (и справа налево), словно собрался отрыгнуть. Это действие йогины называют наули.
34. Этим действием (упражнением) устраняется несварение, улучшается аппетит и разжигается пищеварительный огонь. Подобно богине-созидательнице, наули приносит радость. Наули — отличное упражнение хатха-йоги.
35. Капала-бхати. Выдыхай и вдыхай очень быстро, подобно кузнечным мехам. Этим упражнением устраняются расстройства каппа доши. Его называют капала-бхати.
36. Шестью действиями уничтожается тучность, которая вызвана расстройствами каппа доши. Затем, успех достигается легко, если упражняться регулярно в пранаяме.
37. Некоторые Мастера полагают, что пранаяма самодостаточна, и что она избавляет от любых нечистот; они утверждают, что никакие другие упражнения не нужны.
38. Гаджа-карани. Подтянув сфинктер ануса, направь апана вайю к горлу и отрыгни все, что в желудке. Упражняясь в этом, постепенно приобретёшь контроль над нади. Такова гаджа-карани.
39. Брамадэва и другие Боги регулярно упражнялись в пранаяме и таким образом избавились от страха смерти. Поэтому каждому следует регулярно упражняться в пранаяме.
40. Когда дыхание замкнуто в теле, ум спокоен и неподвижен, а взгляд направлен в межбровье, откуда взяться страху смерти?
41. Как только токи (нади) очищены в результате регулярного упражнения в пранаяме, дыхание легко находит путь и входит в сушумну (серединный ток).
42. Когда дыхание свободно течет по серединному току, ум становится неподвижным. Это состояние ума называют унмани авашта.
43. Для достижения указанного состояния мудрый упражняется в различных способах упорядочения дыхания (кумбака).
44. Восемь способов регулирования дыхания таковы: сурья-бедана, удджайи, ситкари, ситали, бастрика, брамари, мурча и плавини.
45. По окончании вдоха следует джаландара банда (шейное замыкание); и по окончании кумбаки (задержки), и перед началом выдоха следует уддияна банда (брюшное замыкание).
(Примечание: Пурака есть впускание воздуха во внутрь. Кумбака есть задержка воздуха внутри. Речака есть выпускание воздуха после задержки. О том, как выполнять пураку, кумбаку и речаку, сказано там, где должно, и то, как сказано, исполняют надлежащим образом.)
46. Если во время шейного замыкания осуществляется мула банда (корневое замыкание), то осуществлением брюшного замыкания (при выдохе) дыхание (прана) течёт в брама нади (который находится в серединном токе).
47. Осуществлением корневого замыкания апана вайю (исходящий аспект дыхания) направляется вверх; осуществлением шейного замыкания прана вайю (входящий аспект дыхания) направляется вниз. Так йогин побеждает годы, и остается молодым, словно ему всегда шестнадцать.
(Примечание: прана вайю живёт в сердце; апана вайю живёт в районе ануса; самана вайю живёт в районе пупка; удана вайю живёт в районе шеи; вьяна вайю передвигается по всему телу.)
48. Сурья-бедана. На удобной подстилке йогин принимает асану и медленно впускает воздух через правую ноздрю.
49. Затем он замыкает дыхание внутри до тех пор, пока не ощутит воздействие на все тело, от кончиков ногтей до кончиков волос. Затем йогин медленно выпускает воздух через левую ноздрю.
(Примечание: сначала воздух следует впускать через правую ноздрю, а выпускать через левую; затем – впускать через левую, а выпускать через правую.)
50. Сурья-бедана – замечательна; упражняться в ней следует вновь и вновь, потому что она очищает фронтальные пазухи, устраняет расстройства вата доши, а также и недуги, вызванные паразитами.
* * *
(А теперь я расскажу о том, как следует упражняться в Йоге, чтобы достигнуть успеха. Мудрый покидает ложе перед рассветом.
Держи наставления учителя в голове, и того, кому поклоняешься, — в сердце. Отправив естественные надобности, следует очисть рот и натереть тело басмой (пеплом).
Затем расстели подстилку в чистом и приятном месте. Сядь и вспомни об учителе и о том, кому поклоняешься.
Затем следует произнести: «С благословения Единого исполню пранаямы и асаны, дабы достичь самади и плоды его пожинать». Затем следует приветствовать Владыку Нагов для того, чтобы достичь успеха в асане.
Владыка Нагов — тот, кто тысячеглав, алмазами усыпан, тот, в ком вся Вселенная находит свое бытие, тот, что безграничен.
После — асаны исполни, и если устанешь, выполни шавасану. Нет усталости — шавасана не выполняется.
Перед упражнением в кумбаке следует выполнить випарита-карани мудру, дабы исполнение шейного замыкания было удобным. Затем, следует выпить глоток воды и упражняться в пранаяме, предварив упражнение приветствием Йогиндр, как указано в Курма Пуране Шивой.
Далее, следует принять сиддхасану и выполнить замыкания и кумбаку; начинать следует с десяти пранаям (повторений). Прибавлять следует по пять повторений в день. Постепенно следует достичь восьмидесяти повторений за один раз.
Затем начинай с левой (лунной) ноздри, а затем — с правой (солнечной). Мудрые называют это упражнение анулома и вилома.
Вслед за сурья-беданой и замыканиями мудрый упражняется в удджайи, ситкари, ситали и бастрике. Другие можно делать, а можно и не делать.
Затем следует исполнить мудры в соответствии с наставлениями учителя. Потом, сидя в падмасане, следует внимательно прислушиваться к анахата нада (т.е., ко внутреннему звуку). По окончании занятия плоды упражнения следует посвятить Единому и искупаться в теплой воде. Купание суть короткий перерыв между делами.
В полдень после упражнения также следует отдохнуть, а после — принять пищу. Пища должна быть полезной. Ничего сомнительного не ешь.
После еды следует читать писания или слушать Пураны, или просто повторять имена Единого.
Вечером занятия следует начинать за час до захода солнца. В хатха-йоге следует упражняться и в полночь.
Випарита-карани следует выполнять вечером и в полночь. Сразу после еды её выполнять не следует, так как в это время ничего хорошего из этого не выйдет.)
* * *
51. Удджайи. С закрытым ртом следует втягивать воздух так, чтобы ощущать движение воздуха по задней стенке гортани до самого сердца. Это движение создаёт характерный звук.
52. После выполнения кумбаки следует выпустить воздух через левую ноздрю. Этим в гортани устраняются недуги, вызванные расстройством каппа доши, и усиливается пищеварительный огонь.
53. Кроме того, упражнением в удджайи устраняются нарушения нади (токов), излечивается водянкa и расстройства всех сред тела. Упражняться в удджайи можно в любой обстановке, даже когда просто сидишь либо идешь.
54. Ситкари. Поместив язык между губами, втягивай воздух через рот. (После кумбаки) выпускай воздух только через нос. Упражняясь в ситкари регулярно, йогин становится подобным Камадэве, хранителю любви.
55. Таким йогином восхищаются йогини (женщины, упражняющиеся в йоге), он обретает способность контролировать свои действия; он становится неподвержен ни голоду, ни жажде, он более не нуждается в сне и не знает усталости.
56. Саттва его тела непоколебима, и становится он величайшим из йогинов этого мира.
57. Ситали. Поместив язык между губами и, чуть высунув его изо рта, втягивай воздух как прежде. (После кумбаки) выпускай воздух через нос.
58. Регулярным упражнением в ситали устраняются боли в животе, недуги селезенки, лихорадка и прочие расстройства питта доши, а также голод, жажда, а также воздействия ядов.
59. Бастрика. Сначала следует принять падмасану, которая состоит в перекрещивании ног и укладывании ступней на противоположные бедра; она устраняет любые недуги.
60. Утвердившись в падмасане, следует закрыть рот и сильно и шумно выдохнуть через нос.
61. Ощутив давление в горле, груди и голове, следует с силой шумно вдохнуть до самого сердца.
62. Следует выдыхать и вдыхать вновь и вновь подобно работающему мехами кузнецу.
63. Таким образом поддерживается непрерывная циркуляция праны в теле; а если йогина одолеет усталость, ему следует вдыхать через правую (солнечную) ноздрю.
64. Вдыхать следует справа, закрыв левую ноздрю (безымянным) пальцем. Наполнив лёгкие, следует закрыть и правую ноздрю (большим) пальцем.
65. После надлежащей задержки, левую (лунную) ноздрю следует открыть и с силой выдохнуть. Это упражнение устраняет расстройства вата, питта и каппа дош, а также стимулирует пищеварительный огонь.
66. Это упражнение вскоре пробуждает кундалини, очищает токи, приносит удовольствие и пользу вообще. Оно освобождает врата брама нади от скоплений каппа доши.
67. Бастрику следует выполнять регулярно, ибо она принуждает дыхание пронзить три узла — в груди (брама), в глотке (вишну) и в межбровье (рудра).
68. Брамари. В результате быстрого вдыхания, создающего звук, подобный жужжанию шмеля, и (после кумбаки) — медленного выдыхания, создающего низкий звук, подобный жужжанию пчелы, ум йогина наполняется неописуемой радостью.
69. Мурча. После вдыхания следует осуществить плотное шейное замыкание, а затем (не распуская замыкания) следует медленно-медленно выдыхать. Такова мурча кумбака; она приводит к потере сознания и приносит неописуемое удовольствие.
70. Плавини. Когда йогин заполняет воздухом живот и все тело, он скользит по поверхности самых глубоких вод подобно листу лотоса.
71. Пранаяма состоит из трёх процессов: вдыхания, выдыхания и задержки. Задержка бывает двух видов: сахита и кевала.
72. Упражняться в сахита кумбака следует до тех пор, пока кевала не возникнет сама собой. Кевала суть задержка (остановка) дыхания без вдоха и без выдоха.
73. Успех в кевала-пранаяме достигнут, когда йогин обретает способность задерживать дыхание независимо от вдоха и выдоха. Такова кевала кумбака.
74. Для того, кто обрёл способность осуществлять кевала кумбаку, нет ничего недостижимого.
75. Таким образом йогин постепенно достигает состояния раджа-йоги. Посредством осуществления кевала кумбаки пробуждается кундалини, которая, в свою очередь, освобождает от препятствий сушумну и ведёт к достижению успеха в хатха-йоге.
76. Без хатха-йоги не бывает раджа-йоги, как не бывает хатха-йоги без раджа-йоги. Упражнение в обеих суть единственный полноценный путь.
77. Сознание следует освободить от объектов после задержки дыхания кумбакой. Так достигается состояние раджа-йоги.
78. Худощавое и легкое тело, приятный голос, способность воспринимать внутренний звук, ясный взгляд, хорошее здоровье, способность контролировать ток семени, устойчивый пищеварительный огонь и чистые токи — вот признаки того, что успех в хатха-йоге достигнут.
Конец второй главы.